Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщило, что уровень медиаграмотности в России составил 74%, что почти втрое превышает целевой показатель на 2015 год — 25%. 30% населения РФ обладает высоким уровнем медиаграмотности, 44% — средним, у 26% медиаграмотность находится на низком уровне.
Ждём скачка телепортационных способностей населения и дальнейшего забалтывания насущных проблем вместо скорейшего их решения!
Оказывается производство и потребление контента ради контента называется ростом медиаграмотности. А мужики-то не знали! Одно слово — чайники!
Морозова А.А. Критерии оценки медиаграмотности населения: он-лайн тестирование / Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов [Текст] : cб. науч. тр. / М-во образования и науки Челяб. обл. ; Обществ. палата Че-ляб. обл. ; НОУ ВПО «Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина»; ред-кол. : В. Л. Виницкий, Л. Б. Зубанова, Г. И. Ладошина, С. Б. Синецкий, М. Н. Степанова. — Челябинск : НОУ ВПО «ЧИЭП им. М. В. Ладошина», 2012. С. 176 – 179. ISBN 978-5-903270-19-4
Морозова А.А. Кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики и медиаобразования ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МЕДИАГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ: ОН-ЛАЙН ТЕСТИРОВАНИЕ
С развитием масс-медиа, а особенно с появлением и распространением сети Интернет, вопрос о медиаобразовании населения и его медиаграмотности стал одним из ключевых вопросов современности. Большинство исследователей данной проблемы в своих работах предпочитают больше уделять внимание медиаобразованию школьников и студентов, хотя эти направления обучения не готовы до конца решить проблему медиаграмотности населения страны в целом. Несмотря на то, что молодежь по определению более всего подвержена влиянию со стороны СМИ, с другой стороны, – это поколение, которое растет исключительно в эпоху информационно-коммуникативного процесса и «с рождения» учится жить в информатизированном социуме. Люди среднего и старшего возраста чаще оказываются менее медаиграмотными, чем молодежь. Таким образом, та часть населения, которая не попадает в поле зрения большинства исследователей, является еще более информационно-уязвимой, чем учащиеся. Хотя, наши коллеги из других стран отмечают, что «медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и образования втечение всей жизни (UNESCO, 1999)» [1, с. 26]. Поэтому, по нашему мнению, важной задачей отечественного, в том числе регионального, медиаобразования является работа не только с учащимися, а со всеми слоями населения в отношении медиаграмотности.
Если в ряде европейских стран такие программы уже успешно реализуются, то в России, а особенно в Челябинской области, на наш взгляд, ситуация медиаобразования нуждается в коррекции. Медиаобразование – это образование для всех. Обратимся к определению. Итак, «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции» [1, с. 26]. Результатом процесса медиаобразования является медиаграмотность (В. Гура, А. Короченский, В. Монастырский, С. Пензин, Л. Усенко, А. Федоров, J. Pungente, I. Rother, D. Suess, Ch. Worsnop) [1, с. 23]. В таком определении сходятся многие исследователи. Но при этом низкая медиаграмотность может быть обусловлена вообще полным отсутствием медиаобразовательных действий по отношению к индивиду или группе людей, поскольку нельзя сказать, что люди, не получавшиемедиаобразовательных уроков, могут иметь исключительно нулевой уровень медиаграмотности. В данном случае логичнее выделить пять уровней медиаграмотности: очень низкая, низкая, средняя, высокая и очень высокая. При этом медиаграмотность как результат медиаобразования может занимать позицию только при высоком и очень высоком уровне. Но для того чтобы приступить к медиадеятельности, для начала необходимо определить уже существующий на данный момент уровень медиаграмотности населения. Для этого мы введем критерии оценки медиаграмотности и разделим их условно на несколько групп: Информационные критерии – один из самых распространенных способов оценки уровня медиаграмотности человека, поскольку в первую очередь многие исследователи стараются оценивать именно знания людьми необходимых, достоверных, авторитетных источников информации. Насколько человек владеет информацией, насколько умеет ее анализировать, интерпретировать, следить за информацией, подвергать ее критическому осмыслению и так далее. Технические критерии – это второй из самых распространенных критериев для определения медиаграмотности, так как он дополняет первый и определяет умения и навыки правильного пользования средствами массовой информации и коммуникации именно с технической точки зрения – умение пользоваться компьютером и другими электронными СМИ, уровень их освоения, также определение технических навыков использования Интернета и прочего современного технического обеспечения, предназначенного для получения, сбора, обработки и хранения информации (диктофон, аудио и видео диски, флэш-карты, съемные жесткие диски, принтеры и факсы, колонки и так далее).Психологические критерии – они редко рассматриваются медиаисследователями, но при этом играют на самом деле ключевую роль в процессе оценки медиаграмотности населения. Самое главное в данной группе критериев – это осознание необходимости медиаобразования, интуитивное определение собственного уровня медиаграмотности, поскольку невозможно определить неизвестное. А в данном случае для части людей вполне могут быть не известны такие вещи, как понятие медиаобразования и медиаграмотности, а, следовательно, полное отсутствие осознания изучения таких дисциплин. Если приводить похожий пример, то можно остановиться на изучении иностранных языков. Люди начинают их учить только тогда, когда к ним приходит осознание «нужности» этого процесса и получения определенного результата образования, необходимого для практической реализации полученных знаний. Точно также обстоит дело и с медиаобразованием. Оно возможно лишь тогда, когда человек будет осознавать необходимость в собственной медиаграмотности. Речемыслительные критерии – умение правильно понимать ситуации и выражать письменно и устно свои мысли, умение мыслить объективно, опираясь на множество различных точек зрения, умение делать выводы и обосновывать свою точку зрения. Умение при необходимости писать самим тексты для СМИ (в частности для Интернета). Образовательные критерии – уровень и специализация уже существующего образования (именно полученного образования в данном случае, а не профессии, так как они могут быть совершенно разными) накладывает отпечаток на уровень медиаграмотности любого человека, Например, журналист, лингвист, педагог, экономист, психолог по образованию будут уже изначально более медиаграмотными в силу своего образования.Возрастные критерии – возраст человека также важно учитывать, так как от него зависит существующий уровень медаиграмотности. Каким минимумом знаний и медиакомпетентности человек может обладать исходя из своего возраста? В рамках данного критерия стоит учитывать две составляющие – чем старше человек, тем, как правило, он более далек от современных СМИ (в частности от Интернета), но, в тоже время, более старшее поколение имеет устоявшиеся взгляды на жизнь, способности к большему анализу и критике. Социальные критерии – это, прежде всего, социальное положение человека: его материальный достаток, социальные роли, профессия, ценности и стремления в жизни. С одной стороны, эти критерии будут служить для выявления необходимого уровня достижения медиаграмотности. С другой стороны, покажут уже существующий уровень медиаграмотности человека. Критерии доступности – они заключаются в том, что каждая группа населения по ряду признаков (социальных, материальных, территориальных, профессиональных и так далее) имеет различный доступ к средствам массовой информации и коммуникации. Профессиональные критерии – сфера деятельности, точно также как и полученное образование, накладывает отпечаток на уровень медиаграмотности любого человека, Например, те, кто работает в сфере журналистики, образования, коммуникации будут более медиаграмотными, исходя из рода своей деятельности. IQ-критерии – это влияние интеллекта, умственных и прочих подобных способностей на восприятие информации, анализ, осмысление, критику, логическое мышление, при этом важны желание и способности к обучению.Стоит подвести итог, что проблему медиаграмотности необходимо рассматривать с различных точек зрения, поскольку только так можно получить полную картину исследования по данной теме. Критерии оценки медиаграмотности удобнее всего будет внедрить в виде электронного теста на компьютере, разработав специальную шкалу баллов. На наш взгляд, наиболее всего для этой цели подойдет электронная учебная программа MOODLE, которая позволяет создавать тесты, проводить он-лайн тестирования, публиковать задания, лекции и вопросы для дистанционного обучения или служить помощником обычной образовательной очной или заочной деятельности. «Moodle – система управления курсами (система управления содержимым) также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 стран мира. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций. Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тысяч человек» [2]. Помимо программы Moodle существуют и другие программы, с помощью которых возможно создать и провести тестирование по критериям медиаграмотности. Например, NiteTest – система для проведения автоматизированного обучения и тестирования групп пользователей по различным темам и дисциплинам на предприятиях и в образовательных учреждениях [3]. Tests Online – создание тестов он-лайн [4] . SunRav TestOfficePro – программа включает в себя tMaker – программу для создания тестов; tTester – программу для проведения тестирования; SunRav TestOfficePro – пакет программ для создания, проведения различных тестов и обработки результатов тестирования. По сути, это уже готовоекомплексное решение для проведения тестирования в рамках образовательных и других учреждениях (вузы, колледжи, школы, отделы кадров предприятий и т.п.) [5]. Это далеко не все возможные программы, которые позволят создать полноценное многоуровневое тестирование. Тестирование можно проводить как он-лайн (люди находятся у себя дома), так и в специальном компьютерном классе (если нет возможности доступа к Интернету дома). Также можно при необходимости распечатать бумажный вариант электронного теста. На основании этих критериев можно определить уровень медиаграмотности: очень низкая – человек не обладает практически никакими умениями и навыками медиаобразования, он имеет самые низкие показатели почти по всем выделенным критериям, у него не было и нет условий, потребности и желания для получения медиаобразования, он не знает вообще, что такое медиаграмотность и редко обращается к средствам массовой информации. низкая – человек осознает необходимость медиаобразования и представляет себе его результат – высокую медиаграмотность, но очень слабо владеет медийными умениями и навыками, имеет незначительные способности по усвоению знаний и не обладает желанием повышать уровень своей медиаграмотности. средняя – человек обладает средними знаниями, умениями, навыками и способностями в отношении медиа, но при этом не исключает необходимость в поднятии своего уровня медиаграмотности и имеет на это шансы по многим критериям. высокая – человек получает достаточно высокие баллы по многим критериям, но имеет некие «пробелы», которые он хочет восполнить посредством медиаобразовательной деятельности.очень высокая – человек обладает самыми высокими баллами по всем десяти критериям. Этот уровень медиаграмотности граничит с медаикомпетентностью, медиаобразованностью и медиакультурой. После определения уровня медиаграмотности индивида на основании описанных выше критериев, можно приступать к процессу медиаобразования, выбирая наиболее удобный, логичный и оптимальный способ и контекст медиаобразовательной деятельности. Внедрение тестирования определения медиаграмотности населения необходимо не только в качестве первоначального этапа медиаобразовательной деятельности населения, но и для разработок специальных федеральных и региональных медиаобразовательных программ, которые будут направлены на повышение медиаграмотности всех слоев населения в целом.
Список литературы:
1. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности [Текст] А.В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. – 64 c.
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
3. http://www.izone.ru/education/test/nitetest.htm
4. http://www.downloadru.com/tests-online
5. http://www.softportal.com/software-1354-sunrav-testofficepro.html
Кто-то изобретает велосипед (в смысле транспортное средство). А кто-то вокруг этого полезного изобретения разводит гипертрофированную теорию велосипедного дела (видео с Ю. Л. Морозом). Самолёты падают, промышленность стоит. Работать некому, а анализировать медиаграмотность — есть кому!
One Comment
Лёня
А я щетаю, что 73 %, а не 74!!! А у тех кто нюхает клей медаоргамотность ваще 100% — такие медиафайлы смотрят мама не горюй! Откуда они эти цифры берут, оналитеги???