ПРОДЮСЕР ОНЛАЙН-ШКОЛЫ: КТО ЭТО И КАК ЕГО НАЙТИ
В прошлом году прошёл первый тренинг «Внутренняя кухня онлайн-курсов», в котором участвовали онлайн-тренеры из разных профессиональных областей. Эксперту, который погружён только в свою область, самостоятельное продвижение даётся с трудом, поэтому в интернет-маркетинге появились продюсеры онлайн-школ. Что это за люди и нужны ли они вам как спикеру, рассказала на курсе Юлия Пряхина, онлайн-продюсер и основатель Университета онлайн-тренингов «Top2Top».
Около 10 спикеров работали со мной как с продюсером. За это время сформировалось несколько основных принципов работы продюсера онлайн-обучения.
Отношения продюсера и спикера похожи на отношения мужчины и женщины, где каждый играет определённую роль, отвечает за свою часть сотрудничества.
Как правило, спикеры не хотят отвечать за продвижение и за техническую часть — именно эти сферы берёт на себя продюсер или организатор.
ККТО ТАКОЙ ОНЛАЙН-ПРОДЮСЕР
Ожидания спикеров сводятся к тому, что продюсер — это такой мегачеловек, который всё знает о продвижении, может упаковать специалиста, его продукты, станет делать рассылку, набирать базу, а тренер просто будет выходить в эфир, вещать, курировать своих учеников. Продюсер занимается рутиной, которую обычно с трудом воспринимают представители творческих профессий.
Но всё не так радужно.
Спикеру нужно очень чётко понимать, чем на самом деле занимается продюсер. Есть, например, люди, которые называют себя продюсерами, но на самом деле ими не являются.
Во-первых, это помощники-организаторы, которые могут участвовать в курсе, раскрыть такую тему, которая интересует целевую аудиторию спикера, но сам спикер эту тему объяснить не может. В этом случае этот человек получает свой гонорар, собираются отзывы, а затем спикер и организатор расстаются. Но в этом случае нет продвижения.
Во-вторых, это smm-щики, которые утверждают, что занимаются продюсированием. Эти специалисты (это могут быть и трафик-менеджеры, и лидогенераторы) будут гнать трафик на страницы спикера, но глобальный результат — вовсе не тот, которого ожидает спикер. В данном случае рынок как следует не изучен, здесь продвиженцы ориентируются на конкретную рекламную кампанию, на небольшие KPI.
Безусловно, есть хорошие лидогенераторы, они прекрасно делают свою работу, но называть их продюсерами неправильно.
Продюсер берёт спикера, смотрит на него со всех сторон, спрашивает: «Рассказывай, что ты умеешь». Спикер говорит о своей тематике, умениях, показывает кейсы, отзывы, продукты.
Дальше продюсер должен изучить рынок и понять, какое место его спикер займёт на этом рынке. Возможно понадобиться дополнительное исследование аудитории, потому что даже если продюсер уже работал на этом рынке, это не значит, что другой продукт будет так же хорошо продаваться.
Как показать спикера, как назвать его продукт, как его позиционировать — всё это придумывает продюсер.
ЧЧЬЯ ПРИБЫЛЬ?
Когда спикер и продюсер решают, кому какая часть прибыли буду принадлежать, важно понимать, в каком соотношении находятся их ресурсы.
Например, спикер приходит к продюсеру с уже раскрученной страницей в Фейсбуке, с готовыми курсами, с клиентской базой, но он просто не хочет своим продвижением заниматься самостоятельно. В данном случае у него на самом старте работы с продюсером есть весомый собственный ресурс.
Если спикер приходит с нуля, то обычно продюсер берёт спикера в продвижение и выплачивает ему процент от прибыли.
Совет продюсера: когда вы как спикер приходите к опытному продюсеру, у которого много профессиональных кейсов, и вы понимаете, что этот человек действительно способен вас продвинуть, соглашайтесь на любой процент, но на фиксированный срок. Как правило, это год. Договаривайтесь об этом в письменном виде и пропишите, что через год вы можете эти условия пересмотреть. Спустя год вы будете уже более продвинутым, у вас появятся собственные ресурсы. Например, всё это время вы можете вести личную страницу в соцсети, накопить отзывы.
Когда и спикер, и продюсер — оба новички, это не значит, что им не стоит работать вместе. Молодой продюсер будет делать работу с азартом.
И, конечно, когда у спикера больше опыта, он может требовать для себя больший процент.
Как правило, все деньги проходят через продюсера: он принимает оплату на свои счета и с определённой регулярностью производит выплаты спикерам.
Помимо распределения прибыли нужно разобраться и с расходами. Спикер должен понимать, что продюсер не только получает деньги, но и производит определённые расходы. Ему приходится оплачивать сервисы, рекламу, налоги и так далее.
Необходимо также договориться о том, какова ваша свобода действий. Например, продюсер не должен вести ни с кем другим такой продукт, с таким же названием, тематикой, контентом.
ККОГДА ПРОДЮСЕР НЕ НУЖЕН
Продюсер — это одновременно стратег, бренд-менеджер, финансовый директор. И спикер должен понимать, нужен ему продюсер или стоит выбрать другой путь.
Есть схемы продвижения, когда спикер может самостоятельно выстроить работу своей онлайн-школы.
При самостоятельном продвижении в случае возникновения стратегических вопросов, спикер может периодически обращаться к коучу или ментору, и по затратам это будет несопоставимо меньше, чем полный цикл продюсирования. Упаковкой продукта спикер также занимается самостоятельно, и, возможно, этот путь будет более приемлемым, чем искать продюсера и выстраивать с ним серьёзные отношения. Если не устраивает работа таргетолога, smm-щика, лидогенератора — всегда можно найти другого. А при расставании с продюсером возникнут существенные сложности.
Продюсеры всё держат в своих руках: база аккумулируется у них, через них проходят финансы — с одной стороны это удобно, с другой стороны, это определённый риск для спикера. При расставании у продюсера остаётся база, а у спикера остаётся только социальный капитал: его друзья и фанаты в соцсетях и его продукты.
Со стороны спикеров желание обратиться к продюсеру иногда похоже на желание ребёнка: «Позаботься обо мне. Сделай за меня рутину, которую я делать не хочу!» При таких отношениях в проблемных ситуациях спикер ищет покровителя, капризничает, обвиняет продюсера. Это обыкновенное желание уйти от ответственности.
ГГДЕ ИСКАТЬ ПРОДЮСЕРА
Если спикер сам себя продвигает, ему время от времени будут нужны интернет-маркетологи на разовые или периодические услуги — их можно искать в профессиональных сообществах. Организаторов тренингов спикер может найти в проектах своей и смежной тематик.
Например, вы, как психолог, хотите включиться в проект по финансам. Вы прямо в поиске делаете запрос по этой тематике, можно добавить ключевое слово «вебинар» В выдаче выбираете проекты, в которые хотели бы включиться, находите контакты организатора и связываетесь с ним.
Если же мы говорим о поиске именно продюсера, их можно встретить:
- в бизнес-сообществах по онлайн-обучению;
- на конференциях по онлайн-маркетингу — нужно включаться в нетворкинг (сложность здесь в том, что такие мероприятия проводятся, в основном, в крупных городах);
- в соцсетях по запросу «продюсер», отсеивая продвижение в кино и видеоиндустрии.
Совет продюсера: начиная общаться со специалистом, не пишите ему: «Сколько стоят ваши услуги?». Услуги — это когда вы нанимаете кого-то. Отношения с продюсером — серьёзная история. Продюсер себя считает главным в проекте.
В сообщении продюсеру будет правильно рассказать о том, чем вы занимаетесь, дать ссылки на вебинары и выступления, если они уже есть. Продюсер будет смотреть на цельный образ эксперта, оценивать речь, внешний вид и контент.
ККАК ВЫСТРОИТЬ ДОЛГИЕ ОТНОШЕНИЯ С ПРОДЮСЕРОМ
Спикер и продюсер работают каждый в своей области. И спикеру не стоит вмешиваться в то, что делает продюсер, советовать ему, как его (спикера) продвигать. А продюсер в свою очередь не должен касаться экспертной области спикера.
Работа спикера и продюсера — это всегда партнёрство. Вы не нанимаете специалиста для выполнения каких-то услуг, вы в равной степени должны работать над проектом — каждый в своей области.
Продюсирование — это отношения. Как и в любых отношениях, здесь бывают конфликты, проблемы, недопонимания — со всем этим нужно разбираться, находить компромиссы, договариваться, уступать или аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Продюсирование — это про искренность. Нужно понимать, что на пути продвижения любого проекта бывают неудачи, проблемы, баги, которыми кто-то будет недоволен. Искренние отношения заключаются не в том, чтобы всегда говорить об этом недовольстве, а в том, чтобы говорить о нём правильно. Не «Ты неправильно меня продаёшь!», а «У меня есть идеи, как нам ещё можно повысить прибыль!»
Каждый берёт ответственность за свою часть работы.
Если у вас остались вопросы о продюсерах, или вы не можете определиться, нужен вам продюсер или нет, пишите об этом в комментариях — будем разбираться.
Юлия Пряхина, основатель Университета онлайн-тренингов «Top2Top», онлайн-продюсер
Маркетинг с азов для малого бизнеса
Leave a reply